ruendekzkz
Лого Naraione.org
Жизнь шахтеров в опасности.

Жизнь шахтеров в опасности.

, 2015-04-07

Источник:

Жизнь шахтеров в опасности. Если сегодня под землей случится выброс метана или произойдет взрыв, вытаскивать горняков из шахты будет некому. Отряды горноспасателей распущены. Один из травмировавшихся горняков шахты Ленина уже остался без помощи. На поверхность его выносили товарищи.

«Как будем выживать?»
Угольный департамент и военизированная аварийно-спасательная служба «Комир» никак не могут подписать договор на этот год. Горноспасатели утверждают, что за помощь во время аварий «Арселор Миттал Темиртау» предлагает только половину суммы, выплаченной им в прошлом году. Тогда служба получила 1 миллиард 200 миллионов тенге. Спасать людей за меньшую сумму «Комир» отказывается. Пока ведомства спорят из-за денег, шахтеры работают без подстраховки. В любой момент на предприятиях может случиться беда, и на помощь горнякам никто не придет.
- У нас государственное предприятие. Мы работаем за счет договоров, которые заключаем с недропользователями. Основной заказчик наших услуг – компания «АрселорМиттал Темиртау», – объясняет директор карагандинского филиала ВАСС «Комир» Геннадий Силинский. – Согласно Закону «О гражданской защите» особо опасные предприятия, коими и являются предприятия компании «АрселорМиттал», обязаны заключать договоры с профессиональными спасательными службами. Либо создавать свои службы. Традиционно мы заключаем договор 1 января нового года. Но в этом году компания «АрселорМиттал» не подписала договор на аварийно-спасательное обслуживание с нами. Почему? Они предлагают нам договор на сумму, которая на 50 процентов ниже уровня финансирования последних трех лет. На это предложение мы согласиться не можем. Так как мы не в состоянии содержать нашу службу на такие деньги. Понимания мы не находим. У них тяжелое финансовое положение, у нас законодательные акты и постановление правительства. На основании этих актов у нас есть свои расчеты и обоснования.
Во избежание трагедий спасатели требуют, чтобы департамент нашел средства. Ведь массовые сокращения – это не вариант. Кто тогда будет обеспечивать безопасность? Тем более у каждого члена отряда своя роль. Пока одни выстраивают перемычки, другие проводят вентиляцию, а остальные ищут людей под землей. Кроме того, в аварийных шахтах работают специально обученные медики.
- Все хотят, чтобы про нас вспомнили. Тут столько тонкостей – выстроить газовые перемычки, найти в загазованной лаве людей, все нужно знать. А учить людей нужно годами, – говорит командир отделения горных спасателей Сергей Куликов.
Естественно, никто из спасателей не хочет рисковать жизнью за зарплату, которая может стать вполовину меньше прежней.
- Если нам сократят зарплату, мы будем получать по 50 тысяч тенге. А работа опасная и тяжелая, – переживают спасатели.

«Работали на голом энтузиазме»
Два месяца горноспасатели работали, по сути, бесплатно, надеясь, что договор все-таки будет подписан. Да и бросать товарищей под землей никто не хотел. Но 10 марта после очередной попытки договориться, «Комир» отправил своих сотрудников в отпуск. С того времени жизни шахтеров находятся в постоянной опасности.
- Сейчас угольные предприятия работают на свой страх и риск. Мы пытались договориться с компанией. На голом энтузиазме продолжали работать: отбирали пробы, занимались обследованием, держали спасателей и так далее, – рассказывает Геннадий Силинский. – Занимали у других предприятий деньги для того, чтобы закрыть заработанную плату своим сотрудникам. Параллельно выходили на господина Махадевана с просьбой пролонгировать договор 2014 года на определенный срок на их усмотрение. До решения вопроса по заключению контракта на 2015 год с последующим перерасчетом, чтобы не доводить дело до коллапса. Ответ на это предложение мы так и не получили. Уведомили господина Махадевана, что с 10 числа мы прекращаем работать и отправляем спасателей в отпуска.
Все сотрудники ВАСС «Комир» получили уведомления о возможном сокращении штата с 10 апреля. Всего в организации числится 465 человек. В Караганде и Шахтинске дислоцировались по одному отряду горноспасателей. Теперь же шахтинский отряд полностью распущен. В Караганде работает ограниченный контингент спасателей, которые трудятся на предприятиях компании «Гефест» и ТОО «Рапид».
- И если что-то не дай бог случится в шахте, то кто будет спасать шахтеров, одному только богу известно! – переживает Геннадий Силинский. – А весной/осенью в связи с тем, что имеются перепады давления… это провоцирует пожароопасную ситуацию. Ухудшает ее. То есть активизируются процессы самовозгорания угля. Это ведь нужно непременно отслеживать!

«Шахты должны работать»
Компания «АрселорМиттал Темиртау» ситуацию комментирует сдержанно, сообщая только то, что идут переговоры. Известно, что в разрешении конфликта принимает участие и руководство области. Инспекция по труду тем временем бездействует, ссылаясь на то, что обращений от шахтеров или профсоюза они не получали. Если же такой документ будет получен, то инспекторы могут временно приостановить работу шахт.
- Условия шахты должны быть под контролем. Нужно следить за пылью, газом. Сейчас горняки лишены этого. По закону придется остановить шахты. Ведь люди оказались в опасности, – сказал руководитель управления по инспекции труда Карагандинской области Канатбек Балсариев.
Руководство профсоюза угольщиков «Коргау» моментально отреагировало на выступление главного трудового инспектора региона, заявив, что нельзя допустить остановку шахт.
- Профсоюз за то, чтобы шахты продолжали работать. Так как от этого зависит стабильность нашего региона, государства и наших семей. Мы всегда боремся, тем более во времена кризиса, за то, чтобы предприятия работали. Сколько всего было: «Давайте остановим шахту Абайскую, закроем шахту Костенко», – вспоминает председатель профсоюза угольщиков «Коргау» Марат Миргаязов. – Профсоюз всегда говорит, что ни в коем случае нельзя этого допустить. В этой ситуации наша позиция такая: надо решить вопрос так, чтобы останавливать шахты не пришлось. В угольном департаменте наши коллеги показали нам, куда расходуются деньги у горноспасателей. Мы не то, чтобы против ВАСС «Комира», потому что они действительно идут вниз спасать наших товарищей. А за то, что в такое тяжелое время надо действительно разумно тратить деньги. Надо сесть всем вместе и разобраться, а не в ультимативной форме заявлять: «Мы вас не будем обслуживать!» И ставить под угрозу жизнь наших горняков. Вот буквально в марте был случай. На шахте Ленина травмировался рабочий, а они отказались приехать и помочь человеку! Ну так же нельзя!
Согласно выкладкам, которые «Коргау» предоставил «АресолорМиттал Темиртау», на 465 спасателей приходится 6 бухгалтеров, 5 производителей и 20 уборщиков. ВАСС «Комир» продолжает содержать комплекс служебных зданий, которые когда-то были построены для обслуживания 26 шахт карагандинского угольного бассейна. Кроме того, угольный департамент считает, что у службы есть возможность сократить количество служебного транспорта.
- Все же понимают, какая обстановка сейчас сложилась, – кризис. Я тут смотрю, читаю: вот не будут у нас строить детский садик, дороги ремонтировать не будут. Ну раз такое время, может быть, у службы «Комир» есть такие позиции, которые можно оптимизировать, – призывает Марат Миргаязов.
Пока что компромисса горноспасатели и «АрселорМиттал Темиртау» не достигли.



Соседние публикации:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять в данной новости свои комментарии.






Шахтинск (каз. Тентек) — город областного подчинения в Карагандинской области Казахстана. Город расположен в 28 км к западу от железнодорожной станции Карабас (на линии Караганда — Моинты), в 50 км к юго-западу от Караганды на берегу одного из притоков Нуры — Тентеке


Основан 1955.Прежние названия -Тентек.Площадь 200 км. Тип климата резко континентальный .Население 37 899 человек (2013).Национальный состав русские (59,23 %),казахи (15,45 %),украинцы (7,00 %),татары (5,36 %),немцы (4,33 %),белорусы (2,54 %).